Воскресенье
19.05.2024
11:00
Форма входа
Баннеры
Поиск на сайте
Друзья сайта
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт природоохранной организации БашДОП"Регион 02"

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Проблемы ООС В РБ

    СПРАВКА «О состоянии окружающей среды и мерах по ее охране в Республике Башкортостан»
    За последние 14 лет деятельности Министерства природопользования , лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его предшественников экологическая ситуация в республике имеет устойчивую динамику к ухудшению:

    - полностью развалено лесное хозяйство, сокращаются площади ценных хвойных, липовых, дубовых лесов, около 9000 работников лесного хозяйства не имеют работы, не осваиваются 406 млн рублей бюджетных средств, выделенных в 2008 году на лесоустройство;

    -подорваны рыбные запасы, около 3000 озер потеряли рыбопродуктивность в результате заморных явлений, неконтролируемого вылова, отсутствия государственного рыборазведения и препятствий для аренды бизнес-структурами водоемов для рыборазведения, в республику ввозится на продажу населению морская рыба либо рыба, выловленная или выращенная в прилегающих субъектах федерации;

    - устойчиво сокращается численность диких животных, в первую очередь охотничье- промысловых;

    - повсеместно не соблюдается режим памятников природы республиканского значения, не установлены охранные зоны государственных заповедников и ряда иных видов особо охраняемых природных территорий;

    - растет загрязненность атмосферы городов в результате неэффективного государственного экологического контроля за выбросами предприятий, роста числа автотранспорта и слабого учета экологических факторов при градостроении;

    - на 2007 год в республике зарегистрировано 3500 свалок отходов, растет число несанкционированных захоронений опасных отходов, перерабатывается не более 0,5% образующихся опасных отходов. С образованием ГУП «Табигат» Минприроды РБ, являющимся посредником между органами ЖКХ и владельцами отходов, кратно поднялись тарифы приема отходов на полигоны, появились сотни несанкционированных свалок отходов вокруг городов и поселков, растет объем образования отходов, отсутствуют полигоны для размещения опасных отходов;

    - отмечается устойчивая динамика деградации земель в результате водной и ветровой эрозии, загрязнения почв, снижение мощности гумусного слоя;

    - сохраняется высокий уровень ( или увеличение степени) загрязнения поверхностных водотоков и водоемов, растет удельный сброс загрязненных стоков в водоемы, выделяется крайне незначительные средства на строительство очистных сооружений сточных вод и ливневой канализации, отсутствует должный контроль за разработкой русловых и пойменных карьеров ПГС , за режимом использования водоохранных зон водных объектов и т.д.

    -отмечается прогрессирующее загрязнение пресных подземных вод на территории нефтегазовых месторождений ( источники водоснабжения г.г. Туймазы, Октябрьский, Белебей (район), Давлеканово и др. имеют повышенное содержание по минерализации , жесткости, хлоридам, брому и т.д.), имеется проблема радиоактивности нефти, нефтешламовых отходов и промысловых сточных вод;

    -не организован государственный экологический контроль по вредным физическим воздействиям (шум, вибрация, электромагнитные излучения, тепловое загрязнение);

    -бюджетные средства, выделяемые для решения экологических проблем (около 100 млн рублей в год по республиканской программе «Экология и природные ресурсы РБ на 2006-2010 годы), расходуются по скрытым схемам без оценки экологической эффективности проектов, без участия общественности;

    -деградирует рынок экологических работ и услуг, сокращается численность субъектов малого бизнеса, занимающихся экологическим предпринимательством, имеющим прямое отношение к модернизации экономики РБ, внедрению наилучших технологий и подготовке к вступлению России в ВТО ( 2005 г.- 130, 2007 г.- 95) по причине отсутствия государственной поддержки со стороны Минприроды РБ и иных министерств, отсутствия механизмов экономического стимулирования такой деятельности.

    - не создана республиканская единая государственная система экологического мониторинга, несмотря на затраты в сумме около 700 млн рублей по двум республиканским программам за 1995-2005 г.г.. Правительство РБ и население не имеет объективной и полной информации о состоянии окружающей среды. Государственные доклады, издаваемые ежегодно Минприроды РБ, содержат недостоверную информацию ( например, по отсутствию влияния экологических факторов на здоровье населения, по выбросам в атмосферу и т.д.). Полностью разрушена система мониторинга пресных подземных вод;

    -не принимается адекватных мер по минимизации воздействия источников воздействия супертоксикантов, стойких органических загрязнителей, накопление которых имеет место в почвах, биоте, иловых отложениях дна реки Белой в пределах г. Уфы и Южного промузла.

    - отсутствует системность и целенаправленность в организации рационального природопользования и охраны окружающей среды в республике, не сформирована экологическая политика, отсутствует должный уровень координации природопользования и экологического контроля. Созданный при Правительстве РБ Координационный совет по природопользованию и охране окружающей среды во главе с министром природных ресурсов РБ фактически бездействует. Примером некомпетентности данного совета и противопаводковой комиссии может служить беспрецедентное подтопление около 2000 домовладений в г. Уфе в период паводка 2007 года;

    -отмечается дублирование контрольных функций между Минприроды РБ, Управлением Ростехнадзора по РБ и Управлением Росприроднадзора по РБ;

    -имеет место повышенная коррупционная опасность в вопросах, связанных с экологическим контролем и природопользованием (к примеру - по лесным аукционам, выдаче лицензий на разработку карьеров ПГС, при размещении объектов (выбор площадок под строительство) и т.д.);

    - со стороны Минприроды РБ проявилось стремление к закрытию экологической информации, манипуляции общественным мнением по экологическим проблемам и игнорированию общественных и государственных интересов, что снижает мотивацию и имидж общественной экологической деятельности и интерес населения к участию в решении экологических проблем при росте правового нигилизма в данной сфере.


    2. Принимаемые в республике меры по охране окружающей среды.



    - сравнительно прогрессивное и объемное, периодически обновляемое республиканское законодательство по охране окружающей среды;

    -проведение не имеющего аналогов в России Года окружающей среды в РБ в 2004 году;

    -значительные площади особо охраняемых природных территорий;

    -создание Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ с отличной материально-технической базой и штатом в более 500 специалистов

    ( Управление Ростехнадзора по РБ – 16 экологов, Управление Росприроднадзора по РБ - 40 специалистов);

    - создание мощных аналитических служб по экологическому мониторингу (УГАК, Республиканский аналитический экологический центр, ГУП НИИ безопасности жизнедеятельности, Институт экологии человека);

    -финансирование из республиканского бюджета программ по природопользованию и охране окружающей среды;

    -подготовка специалистов по охране окружающей среды в ВУЗах республики;

    -проведение конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов и прочих публичных и образовательных мероприятий, выпуск экологического журнала и газеты;

    -регулярный обмен опытом работы Минприроды РБ в заграничных поездках, контакты с природоохранными органами зарубежных государств (особенно с Саксонией);

    -активная позиция Башкирской межрайонной природоохранной прокуратуры;

    -поддержка общественных инициатив со стороны Управления по технологическому и экологическому надзору по РБ ( к примеру, создание Ассоциации по обращению с отходами РБ, Ассоциации экспертных организаций по промышленной безопасности, проведение обучающих семинаров и т.д.), Управления Росприроднадзора по РБ ( создание и активная работа Межведомственного Совета по экологическому туризму и ООПТ при Управлении, проведение экологических марафонов и т.д.);

    -тесное взаимодействие общественности с Министерством строительства , архитектуры и транспорта РБ , Филиалом по РБ ГУП «Федеральный лицензионный центр при Росстрое», ГУ «Управление государственной экспертизы», отделом Камского бассейнового водного управления, Управлением по недропользованию по РБ , Управлением Роспотребнадзора по РБ, Управлением Россельхознадзора по РБ (создание Комиссии по экологической безопасности градостроительной деятельности, включение Союза экологов РБ в состав лицензионной комиссии по градостроительной деятельности, совместная подготовка коллегии Минстроя РБ по вопросам экологии при градостроении, проведение семинаров по инженерно-экологическим изысканиям и совещаний по ОВОС, рассмотрение жалоб граждан, проведение государственной экспертизы градостроительных проектов, проведение совместных семинаров, целевых совещаний, предложений в законодательные и исполнительные органы и т.д.)

    - создание по предложению общественности распоряжением Правительства РБ межведомственной рабочей группы по ликвидации вредных производств и санации территории ОАО «Уфахимпром»;

    -стабилизировалось экологическое состояние реки Белой в главном русле по основным показателям загрязненности водной среды;

    -сотрудничество с экологической и туристкой общественностью по вопросам развития экологического туризма Министерства по физической культуре, спорту и туризму РБ, Центра стратегических разработок при Президенте РБ и т.д.





    3. Предложения по стабилизации и оздоровлению экологической ситуации в РБ.

    - разработать и ввести в действие закон РБ «Об экологической политике»;

    -разработать план подготовки и изменения подзаконных нормативных актов республиканского уровня в сфере охраны окружающей среды;

    -организовать работу экспертной комиссии по природопользованию и экологии при профильном комитете Государственного Собрания –Курултая РБ;

    - с целью координации управления охраной окружающей среды и природопользованием создать при Президенте РБ или Правительстве РБ Общественный (межведомственный) Совет по устойчивому развитию и экологической безопасности с открытым конкурсным отбором его состава;

    -провести оценку эффективности деятельности Минприроды РБ, ревизию законности расходования бюджетных средств по республиканским экологическим программам, эколого-экономическую оценку деятельности ГУП «Табигат» по управлению и размещению отходов;

    -с целью разделения функций государственного контроля и разрешительной деятельности по природопользованию (что снизит коррупционную опасность контрольно-разрешительной деятельности) образовать на базе Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Государственный комитет по экологии РБ и Министерство природных ресурсов РБ;

    -объединить аналитические центры УГАК, ГУП «БРЭЦ», ГУП «НИИ БЖД» в единую аналитическую экологическую службу с подчинением ее Госкомэкологии РБ;

    - оптимизировать структуру управления, упорядочить разрешительную и контрольную деятельность, привести в соответствие с законодательством, функциями и задачами кадровую политику природоохранного органа республики, ввести в Положение об этом органе пункт об ответственности за состояние окружающей среды;

    - создать при природоохранном органе РБ Совет по экологическому предпринимательству РБ с участием всех заинтересованных министерств, ведомств и объединений предпринимателей;

    -оказать содействие общественным организациям, осуществляющим общественный экологической контроль, в соответствии с Протоколом Совета безопасности РФ, утвержденным В.В. Путиным 13 февраля 2008 года за №Пр-238;

    -внести коррективы в план мероприятий республиканской программы «Экология и природные ресурсы», обеспечив научно-общественный контроль за ее реализацией;

    -ввести в перечень показателей деятельности администрации муниципальных образований - состояние окружающей среды, передать в законодательном порядке администрации муниципальных образований часть функций государственного экологического контроля субъекта федерации;

    -подготовить и провести республиканский съезд по охране окружающей среды, который выработает основные принципы формирования и реализации экологической политики в республике;

    -усилить контроль за соблюдением законодательства Министерством природопользования, лесных ресурсов и ООС РБ со стороны Правительства РБ, федеральных надзорных органов и прокуратуры ;

    -обеспечить объективность информации и равный доступ авторов к изданию экологического республиканского журнала «Табигат», исключить из редакционной комиссии руководителей ГУП «Табигат»;

    -пересмотреть состав редакционной комиссии ежегодного Государственного доклада по охране окружающей среды РБ и обеспечить объективность, полноту и своевременность его содержания.

    ( По материалам Союза экологов РБ(www.ecology.bash.ru))



    Источник: http://www.ecology.bash.ru
    Категория: Проблемы ООС В РБ | Добавил: bashdop (03.03.2009)
    Просмотров: 924
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]